Уличный театр механических гигантов Royal de Luxe: парад кукол

11.10.2018

Royal de Luxe — это необычный кукольный театр: вместо марионеток на веревочках его артисты управляют огромными куклами-автоматонами, триумфально марширующими по улицам больших городов.
Франческа Некрасова

В современном мире, где высшим приоритетом является развитие цифровых технологий, возможности театра кажутся довольно ограниченными. Что уж говорить о театре кукол, прочно занимающем нишу классической формы культурного досуга для детей. Однако уличный театр кукол Royal de Luxe (фр. Королевская Роскошь) — феноменальное явление данного жанра, способное не только поразить зрителя любого возраста, но и, откровенно говоря, дать фору в зрелищности фантастическому кино.

Жан-Люк Курку (1955 год рождения, Нант (Франция)) — основатель и художественный руководитель Royal de Luxe, отец гигантских машин. Будучи известным своими сумасбродными выходками и эксцентричными нарядами Жан-Люк Курку исключительно серьезно относится к своей творческой миссии. Руководя сотней подчиненных он настаивает на бескомпромиссном внимании к малейшим деталям.

В качестве марионеток выступают громадные механизированные куклы из дерева и стали, а участники труппы облачены в унифицированные вельветовые камзолы, стилизованные под костюм XVIII века.

Необычный театр основан творческим союзом Дидье Галло-Лавалле, Вероники Лове и Жана-Люка Курку, последний является директором компании. Спустя десять лет странствий по миру коллектив получил предложение о финансировании от мэра города Нант. С того момента мастерские Royal de Luxe базируются в бывших судостроительных складах на берегу реки Луара.

Главный герой большинства уличных саг в образе Водолаза дремлет на площади в центре Леувардена (Нидерланды) во время антракта спектакля «Fight against the water» (англ. «Битва со стихией») Небольшой городок в провинции Фрисландия мгновенно привлек к себе внимание общественности во многом благодаря выступлению Royal de Luxe в августе этого года, чья трехдневная программа собрала на улицах полмиллиона зрителей.

Уличные спектакли неизменно бесплатны для публики, но обходятся приглашающему городу в $2−3 миллиона, что стабильно восполняется за счет колоссального притока туристов, и приносит в казну десятикратный доход.

  • Искусство

    Остроумные кинетические гаджеты Никласа Роя

  • Искусство

    Стеклянные микробы Люка Джеррама

Явившись на свет в 2005 году знаменитая Little Giant Girl (Маленькая Великанша) стала одним из ключевых действующих лиц. Она появляется практически в каждом спектакле, играя роль дочери Гиганта. В управлении различными суставами задействованы 22 участника труппы.

Главные герои последних уличных постановок — 15-метровый мужчина, перевоплощаемый то водолазом, то усатым мексиканцем, в зависимости от идеи и места проведения перформанса, его 9-метровая дочь и 3-метровый игривый пес породы ксоло. На время спектакля город превращается в огромное театральное пространство. В таких естественных декорациях зрители невольно становятся участниками сценического действа. В отличии от классических видов театрального искусства уличные представления всегда носят интерактивный характер: зрители включены в действие не только эмоционально — они имеют возможность взаимодействовать с персонажами. Представления длятся как правило 3−4 дня и представляют собой законченный рассказ одной истории, связанной с историей места.

El Xolo — трехметровый пес породы ксоло. Известно, что во времена ацтеков и майа эту породу разводили при храмах Мексики, почитая собак как священных животных. Марионетка была создана для мексиканской программы театра в 2011 году по случаю 200-летия независимости страны, и позже стала сопровождать Гигантскую Девочку на перформансах по всему миру.

Огромные марионетки способны не только переставлять ноги при ходьбе — они моргают, вздыхают, отыгрывают целый спектр эмоций и ищут друг друга на улицах города, а моменты их встреч особенно трогательны. За впечатляющей реалистичностью движений стоит слаженная работа десятков механиков и каскадеров, управляющих системой гидравлических блоков и полиспастов. Каждая марионетка сочетает в себе традиционную кукольную механику и принципы корабельного такелажа.

В закромах нантской резиденции Royal de Luxe хранятся и другие персонажи — люди, звери, птицы. Также имеются причудливые аппараты, например, пушка, стреляющая куриными яйцами, катапульта для пианино и аплодирующая машина — плоды безудержной фантазии театральных инженеров и сценографов. Доступ в закулисье широкой публике и журналистам воспрещен, что обосновано желанием Жана-Люка Курку, как хорошего фокусника, беречь тайну своего волшебства.

La visite du sultan des Indes sur son éléphant à voyager dans le temps (буквально «Визит султана Индии на его путешествующем по времени слоне»)

Гигантский механический слон, он же «паровой дом», созданный инженерами театра Royal de Luxe в 2005 году, шагает по улицам Лондона. Вид этой фантастической машины подробно описал в одном из своих произведений земляк Жана-Люка Курку, родоначальник жанра научной фантастики — Жюль Верн. Усовершенствованный прототип, способный перевозить на спине и во чреве до 52 пассажиров, стал символом и одной из главных достопримечательностей Нанта. Совершить получасовую поездку на 12-метровом слоне можно и по сей день в нантском парке развлечений «Остров машин».

В первую неделю октября площади и улицы Ливерпуля в очередной раз стали сценой для гигантов из Нанта. За четыре дня представление посмотрели сотни тысяч зрителей. Многие из них прибыли из других стран с целью увидеть легендарное шоу. Неизвестно где в следующий раз найдут свое пристанище грандиозные творения Royal de Luxe, но ясно одно — это захватывающее культурное событие непременно оставит след в истории города и сердцах очевидцев.